Многие заказчики не знают, как правильно составить тз копирайтеру и что именно нужно в нем учитывать. Поэтому в этот раз я попросил одного из своих копирайтеров, написать подробную инструкцию по составлению тех задания и рассказать в ней какие именно нюансы нужно учитывать при составлении тз, а какие можно выкинуть.
Содержание статьи:
- Как составить ТЗ копирайтеру — предисловие
- Что считается техническим заданием в копирайтинге
- Как составить правильное ТЗ копирайтеру — общие черты хорошего ТЗ
- Что нужно учитывать в ТЗ для копирайтера
- Что нужно исключить из ТЗ для копирайтера
- Техническое задание для копирайтера образец
- Заключение
Как составить ТЗ копирайтеру — предисловие:
Каждый заказчик хочет получить идеальный текст на все сто соответствующий его требованиям. Но, помимо умений исполнителя, на конечный результат влияет то насколько хорошо и чётко сформулированы эти требования.
И в этом основная проблема. Не все заказчики умеют чётко и конкретно оформлять свои требования в ТЗ для копирайтера. А экстрасенсов среди копирайтеров не так много. В итоге заказчик недоволен, потому что в «тексте слишком большие абзацы», а исполнитель получает плохой отзыв и теряет заказы. Сегодня мы разберёмся что такое ТЗ в копирайтинге, и как заказчику его правильно составить, чтобы получить от исполнителя отличный материал.
Дополнительно:
Если вы не знаете с какой биржей копирайтинга начать работать, рекомендую прочитать эту статью: Обзор биржи TEXT.RU
Что считается техническим заданием в копирайтинге
Техническое задание (оно же ТЗ) в копирайтинге – это не инструкция по написанию конкретного текста, как может показаться на первый взгляд. Это документ, комментарий или личное сообщение, в котором заказчик указывает:
- Цель, которой должен соответствовать готовый материал.
- Задачи, которые ему предстоит выполнять.
- Критерии, которым должен соответствовать материал.
- Требования к оформлению и стилистике текста.
- Другие важные нюансы.
Техническое задание – это скелет всего текста.
Как исполнитель, я встретила на своём пути множество разных технических заданий. И могу сказать, что хорошее (чёткое и конкретное) ТЗ увеличивает вероятность получения идеального текста на 50%. Почему?
Во-первых, потому что с чётким ТЗ копирайтеру не придётся гадать на кофейной гуще и крутить магический шар, чтобы понять, что заказчик имел в виду под «ну напиши классный текст, ты ж специалист». Во-вторых, если гуща и шары не сказали ничего путного, исполнителю придётся писать текст в стиле «я художник, я так вижу». А это может противоречить видению заказчика. Про результаты такой работы я говорила выше.
Чтобы избежать неприятных ситуаций и получить желаемый текст, нужно ответственно отнестись к составлению технического задания. А именно, посидеть, подумать, и внятно изложить свои требования. Об этом дальше и поговорим.
Как составить правильное ТЗ копирайтеру
Правильное ТЗ для копирайтера – какое оно? Поработав с большим количеством технических заданий, я выделила общие черты хорошего, правильного ТЗ. Рассмотрим каждую из них подробно.
№1: Структурированность или «скажем нет каше в техническом задании»!
Когда требования разбросаны по вордовскому полотну, когда оригинальность стоит в одном ряду с ключами, — это не есть хорошо.
Нет, конечно, для своего же блага копирайтер сам структурирует ваше ТЗ и выудит из него нужную для себя информацию. Однако, это лишнее время, которое он мог потратить на совершенствование вашего текста.
Поэтому, потратив на составление ТЗ чуть больше, чем 5 минут, и придав своим требованиям четкую структуру, вы окажете услугу не только копирайтеру, но и себе.
№2: Системность.
Все требования должны быть взаимосвязаны, а не взаимоисключающи. То есть они должны составлять единую систему, служащую одной цели – получению хорошего текста.
№3: Реальные для исполнения требования.
Часто сталкиваюсь с ТЗ, где заказчик предъявляет к тексту требования, которые либо нереально исполнить, либо при исполнении которых страдает качество текста. Сердце кровью обливается, когда приходится вписывать в текст неорганичные ключи, которые не только режут слух, но и игнорируются поисковыми системами. Или когда из-за установленного низкого процента спама теряется исходный смысл предложения, потому что приходится заменять нужное слово его далёкими синонимами.
И дело тут не в том, что копирайтер некомпетентен и не может исполнить требования заказчика. Дело в том, что любой уважающий себя копирайтер хочет сделать хорошо и эффективно, а требования заказчика часто этому препятствуют.
№4: Конкретность и однозначность.
Если говорить грубо, то техническое задание должно быть составлено так, чтобы у копирайтера не было возможности растолковать его как-то иначе. А это значит, что в ТЗ не должно быть противоречий, неоднозначных требований и недосказанности.
№5: Опрятное оформление.
Единый стиль технического задания – радует глаз. Не нужно использовать разномастные шрифты и цвета, картинки и смайлики. Это только помешает копирайтеру при анализе.
Подготовить ТЗ для копирайтера с учётом указанных выше критерием нетрудно. Нужно просто потратить немного больше времени. И, поверьте, эти усилия не будут напрасны.
Что нужно учитывать в ТЗ для копирайтера
И вот мы дошли до самого важного. Требования – это начинка технического задания, и его основной смысл. Поэтому заказчику необходимо знать, какую функцию выполняет конкретное требование, чтобы вписывать их не просто так, а в соответствии с назначением будущего текста. В хорошее ТЗ должны быть включены только необходимые требования и пункты. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
- Тип текста. Для чего вам нужен текст? Для личного блога, поста в социальный сетях или форума, информационного сайта или сайта услуг, — определение типа контента играет большую роль и задаёт исполнителю конкретную цель.
- Цель текста. Какие функции должен выполнять конечный материал? Увеличивать продажи, использоваться для почтовых рассылок или привлекать трафик на сайт? Цель текста – это не то, о чём должен умалчивать заказчик. Её нужно включить ТЗ, и, чем конкретнее – тем лучше.
- Аудитория. Описание групп людей, для которых пишется текст – это важная составляющая технического задания. Я не говорю про детальные описания аудитории. Но, для какого слоя населения пишется текст, для специалистов или для простых обывателей, — указать нужно.
- Стилевые и манерные особенности. Каким вы видите свой текст? Официально-деловым, развлекательным, полным чёрного юмора или доброго сарказма? Обязательно укажите это в ТЗ. И не забывайте о хорошей черте – системности: выбранный вами стиль должен подходить целевой аудитории.
- Заголовок. Если у вас есть готовая модель H1 – заголовка, или конкретные требования к нему, то напишите об этом. Это исключит отклонение от темы и лишнюю информацию в тексте. Потому что благодаря заголовку исполнитель сможет точно определить направление работы. И помните о конкретности.
- Объем. Средний объем текста можно определить проанализировав объем материала у конкурентов, ранжируемых в ТОП-10 по интересующим нас запросам. Лучше делать это вручную, потому что тогда в статистику не попадут неинформативные и сквозные блоки. Ну, и, конечно, если вы считаете, что для полного раскрытия темы нужен больший объем, то нужно указывать именно его.
- Текстовые ключи. Достаточно неоднозначный вопрос. С одной стороны, вы можете включить в ТЗ нужные вам ключи. Но, c другой стороны, не стоит перегибать палку и указывать частоту каждого ключа (например 1%).
- Уникальность. Ещё один спорный момент. Указывать процент желаемой оригинальности нужно обязательно. Однако, какой? Если вы до сих пор думаете, что 100% оригинальность выведет текст в ТОП-10 в поиске, то вы ошибаетесь. Система поисковиков давно изменилась, и на ранжирование материала влияют совсем другие характеристике.
А вот тексту 100% оригинальность может повредить. Исполнитель будет вынужден изгаляться, чтобы добиться этого процента, а качество текста будет страдать. Я считаю, что оригинальность – это очень гибкий и индивидуальный критерий. Возьмём, например, тексты с юридической тематикой. В них невозможно добиться 100% оригинальности без искажения смысла. А разве законы можно искажать?
Поэтому, всегда адекватно оценивайте тему, её направленность и востребованность. И из этой оценки указывайте процент оригинальности.
- Академическая тошнота и тошнота по слову. Опять-таки, индивидуальные критерии. Лучше ставить их на основании текстовых анализов, а не наугад. Тогда показатели будут адекватными. Как правило, это до 10% академическая тошнота, и до 5% тошнота по слову. Классическая же тошнота, которая все ещё мелькает в ТЗ, никакой роли не играет. Поэтому указывать её в тех. задании необходимости нет.
- Структура текста. В идеале,структура текста должна быть написана либо CEO-специалистом, либо специалистом в конкретной теме. Если такой возможности нет, то, потратьте время на анализ текста конкурентов и на сбор наиболее частых поисковых запросов по теме будущего текста. Это поможет собрать конкурентоспособную структуру текста (подробнее об этом читайте в статье «Что такое SEO статьи«).
- Сроки. Указывайте исполнителю реальные сроки. И не забывайте, что для написания качественного текста, его вычитки и редактуры нужно немало времени. Ставя категорично маленькие сроки, вы рискуете получить сырой материал. По хорошему нужен срок в 2-3 дня (минимум), в идеале конечно 4-5 дней.
- Оформление. Обязательно укажите в техническом задании, в каком виде вы хотите получить готовый текст. А также, должны ли в нём содержаться списки, таблицы, цитаты и т.д.
Все эти требования обязательны, потому что играют ключевое значение при написании текста. Поэтому, пожалуйста, не игнорируйте их.
Что нужно исключить из ТЗ для копирайтера
Как я уже говорила выше, техническое задание для копирайтера должно быть строгим и конкретным. В нём не должно быть ничего лишнего. Поэтому, я рекомендую исключить из него:
- Повышенную эмоциональность. Включайте в ТЗ только чёткие требования без какой-либо эмоциональной окраски.
- Неуважительное отношение. Да-да, кто-то умудряется проявлять неуважение даже в техническом задании. Не надо так. Если это требуется, обращайтесь к исполнителю на Вы и в нейтрально манере. Все люди любят уважительное отношение, чем исполнители хуже?
- Угрозы. «Если вы не сделаете так, то я не приму заказ, и вообще откажусь от сотрудничества!» — подобное тоже не нужно включать в ТЗ. Я никогда не возьмусь за заказ с таким тех. заданием. И не потому, что мне страшно. А потому что это показывает токсичность, надменность и несговорчивость заказчика, и отталкивает от него.
- Не относящиеся к сути информация. Я утрирую: не нужно указывать, какого вы знака зодиака и сколько у вас детей. Пишем только конкретно и по делу.
Все эти пункты должны быть исключены из ТЗ, потому что никак не относятся к главной цели заказчика: получить красивый, качественный текст.
Техническое задание для копирайтера образец
Для того, чтобы вы наглядно поняли, о чём я разглагольствовала на протяжении всей статьи, предоставлю вам пример правильного, на мой взгляд, ТЗ для копирайтера. Для примера я возьму сферу «Похудения»:
Тема (H1): Как похудеть в домашних условиях
Тип текста:
Статья будет размещена на информационном сайте про тренировки и питание
Цель статьи:
Статья нужна для привлечения трафика на сайт. Она должна дать исчерпывающий ответ на вопрос читателя, и мотивировать его оформить подписку на рассылку.
Стиль и манера письма:
Статья должна быть познавательной, без шуток. Стиль должен быть не официально деловой, но строгий.
Объем текста:
От 8000 до 10000 символов без пробелов.
Ключи:
1. как похудеть женщине
2. худеть в домашних условиях
3. как сбросить вес
4. упражнения для похудения женщине
Уникальность:
От 90% по text.ru
Структура: (Соблюдение обязательно).
— Введение
1. Причины появления лишнего веса
2. Худеем дома с помощью правильного питания
3. Комплекс упражнений для похудения в домашних условиях
4. Обёртывания, как способ борьбы с лишним весом
— Заключение
Сроки сдачи: 4 дня.
Оформление:
Готовую статью присылать в документе word. Текст должен быть разделён на небольшие абзацы (3-4 предложения в каждом), содержать нумерованные списки, цитаты.
Если у вас возникли вопросы по одному из пунктов технического задания, чтобы избежать недоразумений, напишите мне. Я отвечу на все ваши вопросы.
Вы смело можете использовать этот образец тз для копирайтера в любых своих проектах, просто заменяя информацию в каждом из пунктов. Поверьте, так копирайтер будет лучше понимать, что именно вы хотите получить от текста и сможет написать то, что вам нужно.
Заключение
Надеюсь, в этой статье вы нашли ответы на все интересующие вас вопросы. Как я говорила выше, техническое задание для копирайтера – это 50% успеха. И самое главное то, что составить его не трудно, а вот результат от правильного тз вас обрадует.
Поэтому, уважаемые заказчики, не пренебрегайте этим инструментом. Это не столько помощь копирайтеру, сколько гарантия того, что вы будете правильно поняты и в результате получите текст, который будет выполнять необходимые функции.
На этом все. Если статья оказалась для вас полезной — сохраните ее к себе. Если вам есть что добавить — пишите в комментарии.