как составить тз копирайтеру

Как составить техническое задание для копирайтера? Что нужно учитывать в тз, а чего лучше избегать?

Многие заказчики не знают, как правильно составить тз копирайтеру и что именно нужно в нем учитывать. Поэтому в этот раз я попросил одного из своих копирайтеров, написать подробную инструкцию по составлению тех задания и рассказать в ней какие именно нюансы нужно учитывать при составлении тз, а какие можно выкинуть.

Содержание статьи:

Как составить ТЗ копирайтеру — предисловие:

Каждый заказчик хочет получить идеальный текст на все сто соответствующий его требованиям. Но, помимо умений исполнителя, на конечный результат влияет то насколько хорошо и чётко сформулированы эти требования.

И в этом основная проблема. Не все заказчики умеют чётко и конкретно оформлять свои требования в ТЗ для копирайтера. А экстрасенсов среди копирайтеров не так много. В итоге заказчик недоволен, потому что в «тексте слишком большие абзацы», а исполнитель получает плохой отзыв и теряет заказы. Сегодня мы разберёмся что такое ТЗ в копирайтинге, и как заказчику его правильно составить, чтобы получить от исполнителя отличный материал.

Что считается техническим заданием в копирайтинге

Что считается техническим заданием в копирайтинге

Техническое задание (оно же ТЗ) в копирайтинге – это не инструкция по написанию конкретного текста, как может показаться на первый взгляд. Это документ, комментарий или личное сообщение, в котором заказчик указывает:

  • Цель, которой должен соответствовать готовый материал.
  • Задачи, которые ему предстоит выполнять.
  • Критерии, которым должен соответствовать материал.
  • Требования к оформлению и стилистике текста.
  • Другие важные нюансы.

Техническое задание – это скелет всего текста.

Как исполнитель, я встретила на своём пути множество разных технических заданий. И могу сказать, что хорошее (чёткое и конкретное) ТЗ увеличивает вероятность получения идеального текста на 50%. Почему?

Во-первых, потому что с чётким ТЗ копирайтеру не придётся гадать на кофейной гуще и крутить магический шар, чтобы понять, что заказчик имел в виду под «ну напиши классный текст, ты ж специалист». Во-вторых, если гуща и шары не сказали ничего путного, исполнителю придётся писать текст в стиле «я художник, я так вижу». А это может противоречить видению заказчика. Про результаты такой работы я говорила выше.

Чтобы избежать неприятных ситуаций и получить желаемый текст, нужно ответственно отнестись к составлению технического задания. А именно, посидеть, подумать, и внятно изложить свои требования. Об этом дальше и поговорим.

Как составить правильное ТЗ копирайтеру

Как составить тз копирайтеру

Правильное ТЗ для копирайтера – какое оно? Поработав с большим количеством технических заданий, я выделила общие черты хорошего, правильного ТЗ. Рассмотрим каждую из них подробно.

№1: Структурированность или «скажем нет каше в техническом задании»! 

Когда требования разбросаны по вордовскому полотну, когда оригинальность стоит в одном ряду с ключами, — это не есть хорошо.

Нет, конечно, для своего же блага копирайтер сам структурирует ваше ТЗ и выудит из него нужную для себя информацию. Однако, это лишнее время, которое он мог потратить на совершенствование вашего текста.

Поэтому, потратив на составление ТЗ чуть больше, чем 5 минут, и придав своим требованиям четкую структуру, вы окажете услугу не только копирайтеру, но и себе.

№2: Системность.

Все требования должны быть взаимосвязаны, а не взаимоисключающи. То есть они должны составлять единую систему, служащую одной цели – получению хорошего текста.

№3: Реальные для исполнения требования. 

Часто сталкиваюсь с ТЗ, где заказчик предъявляет к тексту требования, которые либо нереально исполнить, либо при исполнении которых страдает качество текста. Сердце кровью обливается, когда приходится вписывать в текст неорганичные ключи, которые не только режут слух, но и игнорируются поисковыми системами. Или когда из-за установленного низкого процента спама теряется исходный смысл предложения, потому что приходится заменять нужное слово его далёкими синонимами.

И дело тут не в том, что копирайтер некомпетентен и не может исполнить требования заказчика. Дело в том, что любой уважающий себя копирайтер хочет сделать хорошо и эффективно, а требования заказчика часто этому препятствуют.

№4: Конкретность и однозначность.

Если говорить грубо, то техническое задание должно быть составлено так, чтобы у копирайтера не было возможности растолковать его как-то иначе. А это значит, что в ТЗ не должно быть противоречий, неоднозначных требований и недосказанности.

№5: Опрятное оформление.

Единый стиль технического задания – радует глаз. Не нужно использовать разномастные шрифты и цвета, картинки и смайлики. Это только помешает копирайтеру при анализе.

Подготовить ТЗ для копирайтера с учётом указанных выше критерием нетрудно. Нужно просто потратить немного больше времени. И, поверьте, эти усилия не будут напрасны.

Что нужно учитывать в ТЗ для копирайтера

Что нужно учитывать в ТЗ для копирайтера

И вот мы дошли до самого важного. Требования – это начинка технического задания, и его основной смысл. Поэтому заказчику необходимо знать, какую функцию выполняет конкретное требование, чтобы вписывать их не просто так, а в соответствии с назначением будущего текста. В хорошее ТЗ должны быть включены только необходимые требования и пункты. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

  • Тип текста. Для чего вам нужен текст? Для личного блога, поста в социальный сетях или форума, информационного сайта или сайта услуг, — определение типа контента играет большую роль и задаёт исполнителю конкретную цель.
  • Цель текста. Какие функции должен выполнять конечный материал? Увеличивать продажи, использоваться для почтовых рассылок или привлекать трафик на сайт? Цель текста – это не то, о чём должен умалчивать заказчик. Её нужно включить ТЗ, и, чем конкретнее – тем лучше.
  • Аудитория. Описание групп людей, для которых пишется текст – это важная составляющая технического задания. Я не говорю про детальные описания аудитории. Но, для какого слоя населения пишется текст, для специалистов или для простых обывателей, — указать нужно.
  • Стилевые и манерные особенности. Каким вы видите свой текст? Официально-деловым, развлекательным, полным чёрного юмора или доброго сарказма? Обязательно укажите это в ТЗ. И не забывайте о хорошей черте – системности: выбранный вами стиль должен подходить целевой аудитории.
  • Заголовок. Если у вас есть готовая модель H1 – заголовка, или конкретные требования к нему, то напишите об этом. Это исключит отклонение от темы и лишнюю информацию в тексте. Потому что благодаря заголовку исполнитель сможет точно определить направление работы. И помните о конкретности.
  • Объем. Средний объем текста можно определить проанализировав объем материала у конкурентов, ранжируемых в ТОП-10 по интересующим нас запросам. Лучше делать это вручную, потому что тогда в статистику не попадут неинформативные и сквозные блоки. Ну, и, конечно, если вы считаете, что для полного раскрытия темы нужен больший объем, то нужно указывать именно его.
  • Текстовые ключи. Достаточно неоднозначный вопрос. С одной стороны, вы можете включить в ТЗ нужные вам ключи. Но, c другой стороны, не стоит перегибать палку и указывать частоту каждого ключа (например 1%).
  • Уникальность. Ещё один спорный момент. Указывать процент желаемой оригинальности нужно обязательно. Однако, какой? Если вы до сих пор думаете, что 100% оригинальность выведет текст в ТОП-10 в поиске, то вы ошибаетесь. Система поисковиков давно изменилась, и на ранжирование материала влияют совсем другие характеристике.

    А вот тексту 100% оригинальность может повредить. Исполнитель будет вынужден изгаляться, чтобы добиться этого процента, а качество текста будет страдать. Я считаю, что оригинальность – это очень гибкий и индивидуальный критерий. Возьмём, например, тексты с юридической тематикой. В них невозможно добиться 100% оригинальности без искажения смысла. А разве законы можно искажать?

    Поэтому, всегда адекватно оценивайте тему, её направленность и востребованность. И из этой оценки указывайте процент оригинальности.
  • Академическая тошнота и тошнота по слову. Опять-таки, индивидуальные критерии. Лучше ставить их на основании текстовых анализов, а не наугад. Тогда показатели будут адекватными. Как правило, это до 10% академическая тошнота, и до 5% тошнота по слову. Классическая же тошнота, которая все ещё мелькает в ТЗ, никакой роли не играет. Поэтому указывать её в тех. задании необходимости нет.
  • Структура текста. В идеале,структура текста должна быть написана либо CEO-специалистом, либо специалистом в конкретной теме. Если такой возможности нет, то, потратьте время на анализ текста конкурентов и на сбор наиболее частых поисковых запросов по теме будущего текста. Это поможет собрать конкурентоспособную структуру текста (подробнее об этом читайте в статье «Что такое SEO статьи«).
  • Сроки. Указывайте исполнителю реальные сроки. И не забывайте, что для написания качественного текста, его вычитки и редактуры нужно немало времени. Ставя категорично маленькие сроки, вы рискуете получить сырой материал. По хорошему нужен срок в 2-3 дня (минимум), в идеале конечно 4-5 дней.
  • Оформление. Обязательно укажите в техническом задании, в каком виде вы хотите получить готовый текст. А также, должны ли в нём содержаться списки, таблицы, цитаты и т.д.

Все эти требования обязательны, потому что играют ключевое значение при написании текста. Поэтому, пожалуйста, не игнорируйте их.

Что нужно исключить из ТЗ для копирайтера

Что нужно исключить из ТЗ для копирайтера

Как я уже говорила выше, техническое задание для копирайтера должно быть строгим и конкретным. В нём не должно быть ничего лишнего. Поэтому, я рекомендую исключить из него:

  • Повышенную эмоциональность. Включайте в ТЗ только чёткие требования без какой-либо эмоциональной окраски.
  • Неуважительное отношение. Да-да, кто-то умудряется проявлять неуважение даже в техническом задании. Не надо так. Если это требуется, обращайтесь к исполнителю на Вы и в нейтрально манере. Все люди любят уважительное отношение, чем исполнители хуже?
  • Угрозы. «Если вы не сделаете так, то я не приму заказ, и вообще откажусь от сотрудничества!» — подобное тоже не нужно включать в ТЗ. Я никогда не возьмусь за заказ с таким тех. заданием. И не потому, что мне страшно. А потому что это показывает токсичность, надменность и несговорчивость заказчика, и отталкивает от него.
  • Не относящиеся к сути информация. Я утрирую: не нужно указывать, какого вы знака зодиака и сколько у вас детей. Пишем только конкретно и по делу.

Все эти пункты должны быть исключены из ТЗ, потому что никак не относятся к главной цели заказчика: получить красивый, качественный текст.

Техническое задание для копирайтера образец

Для того, чтобы вы наглядно поняли, о чём я разглагольствовала на протяжении всей статьи, предоставлю вам пример правильного, на мой взгляд, ТЗ для копирайтера. Для примера я возьму сферу «Похудения»:

Тема (H1): Как похудеть в домашних условиях

Тип текста:
Статья будет размещена на информационном сайте про тренировки и питание

Цель статьи:
Статья нужна для привлечения трафика на сайт. Она должна дать исчерпывающий ответ на вопрос читателя, и мотивировать его оформить подписку на рассылку.

Стиль и манера письма:
Статья должна быть познавательной, без шуток. Стиль должен быть не официально деловой, но строгий.

Объем текста: 
От 8000 до 10000 символов без пробелов.

Ключи: 
1. как похудеть женщине
2. худеть в домашних условиях
3. как сбросить вес
4. упражнения для похудения женщине

Уникальность: 
От 90% по text.ru

Структура: (Соблюдение обязательно).
— Введение
1. Причины появления лишнего веса
2. Худеем дома с помощью правильного питания
3. Комплекс упражнений для похудения в домашних условиях
4. Обёртывания, как способ борьбы с лишним весом
— Заключение

Сроки сдачи: 4 дня.

Оформление: 
Готовую статью присылать в документе word. Текст должен быть разделён на небольшие абзацы (3-4 предложения в каждом), содержать нумерованные списки, цитаты.

Если у вас возникли вопросы по одному из пунктов технического задания, чтобы избежать недоразумений, напишите мне. Я отвечу на все ваши вопросы.

Вы смело можете использовать этот образец тз для копирайтера в любых своих проектах, просто заменяя информацию в каждом из пунктов. Поверьте, так копирайтер будет лучше понимать, что именно вы хотите получить от текста и сможет написать то, что вам нужно.

Заключение

Надеюсь, в этой статье вы нашли ответы на все интересующие вас вопросы. Как я говорила выше, техническое задание для копирайтера – это 50% успеха. И самое главное то, что составить его не трудно, а вот результат от правильного тз вас обрадует.

Поэтому, уважаемые заказчики, не пренебрегайте этим инструментом. Это не столько помощь копирайтеру, сколько гарантия того, что вы будете правильно поняты и в результате получите текст, который будет выполнять необходимые функции.

На этом все. Если статья оказалась для вас полезной — сохраните ее к себе. Если вам есть что добавить — пишите в комментарии.


Пролистать наверх