геймификация что это

Геймификация что это, как работает, зачем и когда она нужна?

Игры существуют столько же, сколько существует человечество. А еще постоянно меняются, модернизируются и совершенствуются. Если раньше их единственной задачей было развлечение, то сегодня они превращаются в мощное маркетинговое оружие.

Привыкли, что к бизнесу нужно подходить серьезно? Откажитесь от шаблонных инструментов и превратите всё в увлекательную игру. Вас ждет не только перевыполнение плана, но и повышение клиентской лояльности. Далее рассказываю, геймификация что это, и почему ее нужно внедрять в рабочие процессы.

Содержание статьи:

Геймификация – что это такое?

Геймификация – что это такое

«Собери кодовое слово под крышкой», «Найди секретный код внутри упаковки», «Собирай баллы и выигрывай путешествие» — все это примеры геймификации. Если по-простому, это способ завернуть обычный бизнес-процесс в игровую оболочку.

Незаметно для себя клиент вовлекается в предложенную брендом игру, а объем выручки взлетает до небес. Объяснить феномен несложно – люди азартны по своей природе.

Фактически это способ продвижения определенного бренда или продукта с помощью игр. Каких именно? Любых: конкурсов, викторин, опросов, вовлекающих постов и т.д. Обязательный элемент – наличие приза, который и побуждает совершить действие.

Несмотря на свою игровую сущность, геймификация – не игра в классическом смысле. Важно это понимать. Она лишь дополнена разнообразными вовлекающими элементами, которые в перспективе должны повысить лояльность клиентов.

Кстати, в зависимости от выполняемых задач ее можно подразделить на две составляющие:

  • внешнюю – ту, что ответственна за увеличение продаж;
  • внутреннюю – ту, что развивает мотивацию и компетенции работников. На практике тоже повышает объемы выручки.

Далее предлагаю сфокусироваться на теории, поскольку без понимания базовых аспектов далеко не уедешь.

Первым, кто использовал термин в близком к современному пониманию смысле, был британский программист Ник Пеллинг. В начале нулевых он предложил внедрять в рекламные кампании игровые механики, а уже к 2007 году Bunchball вовсю использовали геймификацию на рынке.

В 2010 году учение об игрофикации выходит за пределы Великобритании, начинает использоваться во всем мире. Вместе с этим вовлекающие механики все глубже проникают в процессы повседневной жизни. В новом десятилетии технология становится главным маркетинговым оружием, обретает бешеную популярность.

Ребенок взаимодействует с мобильными устройствами с рождениями. Подросток проводит время за Dota, а потом срывает куш на турнирах. Взрослый расслабляется после работы, залипая в World of Tanks.

Современные поколения играют все больше. Это повальное увлечение и вынуждает маркетологов искать новые инструменты, чтобы удерживать внимание аудитории, продавать ей продукт.

Самый большой отклик игровые технологии находят у людей 27-35 лет. Но встречаются «продающие игры», нацеленные и на другие возрастные категории. Например, 55-летние охотно включаются в механики, соответствующие их интересам.

Когда изучаешь технологию, важно прочитать хотя бы одну фундаментальную работу – ту, в которой сосредоточены все теоретические нюансы. Я выбрал для себя «Октализ» Ю-Кай Чоу. Он считается пионером геймификации, а еще входит в топ лучших специалистов по версии Gamification Guru. Чтобы вы понимали, к сегодняшнему моменту он уже успел поработать с такими гигантами бизнеса, как «Сбербанк», Porsche и eBay. Это далеко не полный список.

Коротко расскажу о главных принципах геймификации, по версии Ю-Кай:

  • Призвание. Человек хочет заниматься чем-то важным (поэтому в массовой культуре так много «избранных» — привет Гарри Поттеру). Мы предлагаем ему надеть на себя другое лицо и побыть не каким-нибудь офисным клерком, а, скажем, гонщиком Формулы-1.
  • Развитие. Человек получает удовольствие, когда развивается. Или, по крайне мере, думает так. Мы предлагаем решить загадку или головоломку и получить за это вознаграждение.
  • Обладание. Человек хочет иметь лучшее из возможных вариантов. Ценность собственности порой выше ценности продукта.
  • Социум. Человек – биосоциальное существо. Заставляя его соревноваться, мы даем почувствовать принадлежность обществу.
  • Любопытство. Человеку интересно, что будет дальше. Мы разжигаем азарт.
  • Избегание. Человеку важно обладать (в данном случае – маячащей на горизонте наградой), поэтому он не хочет проиграть. Чтобы избежать негативного исхода, он включается в соревнование.

Что такое игрофикация, разобрались. Теперь обсудим, для чего ее используют.

Зачем нужна геймификация?

Зачем нужна геймификация?

Использование игровых механик – эффективный способ продемонстрировать клиентам и партнерам новую систему отношений. Такую, в которой покупатель превращается в активного участника и может получить ценный приз.

Зачем нужна геймификация?

  • Повышает узнаваемость бренда и увеличивает охват. Людей всегда интересует что-то забавное. Сделайте ваш продукт веселым и выделяющимся – это точно привлечет клиентов.
  • Помогает выстроить диалог с целевой аудиторией, наладить обратную связь. Современный человек перегружен информацией, а потому предъявляет более строгие требования к контенту. Он рос в эпоху формирования цифрового мира и мало восприимчив к традиционным рекламным приемам. Возможность расслабиться, поиграть и переключить внимание – то, что подарит преимущество вашему продукту.
  • Стимулирует вовлеченность. Мотивируйте и награждайте свою аудиторию, она ответит вам взаимностью. Как показывает практика, пользователи охотно включаются в интересные активности. Как результат – рост продаж.
  • Собирает информацию о ЦА. В игровом формате гораздо проще получать нужные сведения. Кроме того, когда человек включен в игру, он не задумывается о сторонних вещах, а потому дает честные и правдивые ответы. Коммерческие аккаунты в Instagram часто проводят небольшие опросы в Stories, и подписчики охотно принимают в них участие.
  • Удерживает клиентов. Привлечь новых клиентов не так сложно, гораздо труднее убедить их остаться. Геймификация направлена на удовлетворение запросов и потребностей людей, а потому помогает сформировать в их глазах положительный образ бренда.

Как видите, это мощный и многогранный прием, при этом абсолютно положительный. Пользователи играют, а вы в это время решаете важные бизнес-задачи.

Виды геймификации

Виды геймификации

В зависимости от целей и задач могут применяться следующие способы вовлечения:

  1. Вирусные. Основа игрового процесса – привлечение новых участников.
  2. Мотивационные. Отталкиваются от желания игрока получить поощрение за выполнение задания. Могут использовать баллы, материальные призы и прочие награды.
  3. Прогрессивные. Для игроков важен прогресс, поэтому активно вводятся рейтинги и турнирные таблицы, привязанные ко времени. В течение состязания участники должны отточить и усовершенствовать какой-то навык.
  4. Ограниченные. Каждое задание предполагает строгий дедлайн. Он и определяет интерес играющих.
  5. Лотерейные. От пользователей не требуют совершения действий. Они должны лишь вовремя нажать на кнопку, сделать репост или оставить комментарий. Потом дождаться и выигрыша. В случае победы забрать подарок.

Выбор механики во многом зависит от вашего продукта. Так, например, интернет-магазины чаще всего проводят классические лотереи, а рестораны и кафе любят вирусный контент.

Правила геймификации

Вовлекающие механики помогут привлечь новую аудиторию и обновить интерес уже имеющейся. Однако, чтобы добиться результатов, вы должны строго соблюдать принципы построения кампаний.

  • Когда? Кто? Где? Прежде чем запускать игру, вы должны ответить на эти вопросы. Ответы помогут четко определить временные границы, прописать портреты целевой аудитории, а еще найти подходящую площадку для размещения.
  • Цель. Игрокам нужно понимать, за что они сражаются. Именно поэтому важно прописать все возможные призы и награды, объяснить, какую миссию преследует ваша акция. Например, по прошествии всех уровней человек сможет поддержать разговор на английском языке.
  • Этапы. Игра – последовательный и поэтапный процесс. Подробно описывайте каждый шаг, чтобы пользователь правильно воспринял информацию. Недопонимание или некорректное истолкование – главные аргументы в пользу того, чтобы отказаться от активности.
  • Задания. Покоряя новую вершину, игрок должен получить поощрение. Продумайте систему мотивации, предусмотрите разные категории наград.
  • Эмоциональные призы. Да, обладать чем-то конкретным и материальным здорово. Но люди также должны получить эмоциональную разгрузку.
  • Штрафы. Что-то должно мотивировать участников на своевременное выполнение заданий, соблюдение правил. Разработайте штрафную политику.

Также важно иметь реальные или номинальные турнирные таблицы. Люди хотят знать, где они находятся относительно соперников. Возможность видеть рейтинги только разжигает азарт.

Геймификация в образовании: примеры

Как работает классический механизм обучения? Прошел обучение, увидел, сколько совершил ошибок, узнал результат. Мотивирует? Не очень.

Чтобы ученики не скучали, а старались улучшить свои знания и навыки, необходимо внедрять в процесс образования элементы геймификации. Самый простой вариант – в случае успешного выполнения упражнения награждать звездочками.

Ниже приведу более конкретные примеры:

  • Skillbox и Нетология – одни из самых популярных онлайн-школ. Как выстраивается взаимодействие с обучающимися? У каждого человека есть доступ в личный кабинет, где содержит информация о доступных курсах. После каждого занятия нужно выполнить задание. Как только оно будет принято куратором, откроется доступ к следующему. Это и есть та самая прогрессивно-мотивационная модель.
  • Вебинары в дистанционных вузах. Чтобы получить доступ к семинарскому занятия, студент предварительно должен пройти викторину-опросник по теме.
  • Тимбилдиг. Офлайн и онлайн тренинги, повышающие сплоченность и эффективность команды.

Это абсолютный образовательный тренд.

Геймификация в бизнесе: примеры

Теперь приведу примеры бизнес-кейсов:

  • Tele2. Зимой 2019 года оператор сотовой связи предложил абонентам самостоятельно выбирать подарок. Для этого нужно было указать категорию – сюрприз, развлечения или поездки. В это время в салонах были установлены специальные digital-елки, увидеть которые можно было только с помощью камеры смартфона. Благодаря элементам дополненной реальности посещаемость точек выросла, а продажи увеличились на 23%.
  • VK. Чтобы повысить популярность своей платежной системы социальная сеть запустила масштабный марафон, в результате которого пользователи получали повышенный кэшбек по покупкам.

Здесь игровые механики играют роль дополнительного стимула.

Геймификация в Инстаграм: пример

Сегодня очень популярно включать разнообразные игры в контент-планы. Вы наверняка встречались с разнообразными конкурсами, викторинами и give away. Все это – геймификация.

Например, в аккаунте московского ресторана Zizzi проводили игру с моментальными выигрышами. Люди должны были в указанную дату прийти в заведение и выложить фотографию с отметкой профиля. В качестве наград им раздавались бесплатные коктейли и блюда. В то же время главным призом была поездка на Сардинию. По правилам, ее должен был получить тот, чья публикация соберет наибольшее количество комментариев.

Представляете, как повысился имидж и доход заведения?

Заключение

В любой компании случаются периоды застоя или стагнации, когда активность клиентов снижается, а продажи падают. Это нормальное явление, из-за которого вы не должны поддаваться панике. Вместо этого вы должны внимательно изучить свою аудиторию, понять, как изменились ее боли и потребности. А затем, на основе изученной информации, предложить классные игровые активности, в которых захочется принять участие. Это классный маркетинговый прием, который уже испытали все ведущие бренды.

Геймификация поможет наладить обратную связь, повысить лояльность клиентов и узнаваемость бренда. А еще это очень весело и увлекательно, всегда вызывает большой отклик!

Я подробно и последовательно рассказал, геймификация что это. Ваша задача внимательно изучить материал и начать применять его в своей деятельности в ближайшее время. Это эффективный способ поднять продажи!

На этом все. Если статья оказалась для вас полезной — поделитесь ей в соц сетях, для меня это будет лучшая благодарность. Ну, а если у вас остались вопросы — пишите в комментарии.


Пролистать наверх