Продакт менеджер кто это простыми словами

Продакт-менеджер — кто это, сколько он зарабатывает и как им стать?

Едва мы запомнили, кто такие СЕО-шники, контент-менеджеры, научились отличать SMM-щиков от таргетологов, как вовсю начал расти спрос на UX/UI (они же UX-дизайнеры или юзабилити-инженеры), Back-end разработчиков, линк-билдеров и прочих неопознанных зверей. Дальше — хуже: теперь появились продакт-менеждер, проджект-менеджер, продакт-оунер, бренд-менеджер, продакт-маркетинг-менеджер… В чём отличие между ними? Продакт-менеджер — кто это, почему он получает неприлично большие суммы и откуда такой бешеный спрос на его услуги? Рассказываю в статье.

Продакт-менеджер — кто это простыми словами?

Product manager — человек, который отвечает за разработку продукта, его внедрение и сопровождение. Логичнее всего предположить, что место такого специалиста в отделе маркетинга, однако маркетинг — это только вершина айсберга и лишь малая часть того, в чём должен разбираться продакт-менеджер.

В требованиях к кандидату на должность можно увидеть самые разные навыки: от программиста до маркетолога и дизайнера, от управленца до СЕО-специалиста.

На первый взгляд может показаться, что одним специалистом пытаются заменить половину штата, но на деле продакт — не разработчик, не дизайнер, не маркетолог и даже не директор по развитию. Он тот человек, который сможет отладить работу коллектива и донести задачу до каждого исполнителя на понятном тому языке, а ещё сможет сделать всё, чтобы на выходе потребитель получил уникальный и качественный продукт. Умение мыслить системно, взаимодействовать с людьми и видеть сильные стороны продукта — это первое, что нужно знать продакт-менеджеру.

Отличие продакт-менеджера от маркетинг менеджера

Отличие продакт-менеджера от маркетинг менеджера

От маркетинг-менеджера продакта отличает несколько иной взгляд на продукт, т.к. продакт-менеджер видит картину целиком: глазами новичка-потребителя и глазами разработчика, видит картинку глазами дизайнера и видит столбцы цифр глазами управленца. Если разбирать подробнее, то можно выделить следующие отличия:

  1. Маркетинг-менеджер изучает свой продукт, чтобы выгодно представить его аудитории. Продакт действует наоборот: он изучает аудиторию, чтобы под неё создать новый продукт.
  2. Маркетолог ищет канал связи с целью достучаться до потребителя, а продакт находит «изюминку» в будущем продукте, которая позволит привлечь аудиторию.
  3. Маркетолог старается приукрасить и продать продукт. Продакт адаптирует продукт под рынок и делает так, что аудитория сама стремится совершить покупку.
  4. Маркетолог приходит к команде, проводит опрос и идёт завлекать потребителей, продакт же собирает информацию от пользователей, генерирует идею, транслирует команде и распределяет задачи.

Обратите внимание:
Продакт-менеджера не стоит путать и с проджект-менеджером (пусть вас не приводят в заблуждение схожие названия). Проджект, он же проектный менеджер, участвует в процессе только на начальных этапах жизненного цикла продукта, т.е. до его выхода в свет.

На определенном этапе продакт нагружает проджектов задачами, после выполнения которых вклад этих ребят в работу заканчивается. Следовательно, проектный менеджер играет менее важную роль в бизнес-процессе, а потому и заплата его обычно значительно ниже.

Чем занимается продакт-менеджер

Чем занимается продакт-менеджер

Итак, мы выяснили, что продакт балансирует на гране управленца, маркетолога и программиста. Набор его задач будут зависеть от специфики деятельности компании, её размеров и особенностей продукта. Где-то в его задачи будут входить общение с инвесторами и пользователями, где-то он побудет тестировщиком, где-то ему придётся разрабатывать бизнес-процессы. В самых больших компаниях, где всё давно отлажено, он будет лишь контролировать работу.

Запуск нового продукта под руководством продакта можно поделить на несколько этапов:

  1. Разработка IT-продукта. На данном этапе определяется цель бизнес-проекта, набирается команда, делятся обязанности и ответственность. Анализируется рынок и условия конкуренции. Создается minimal viable product — минимально жизнеспособный вариант продукта для получения обратной связи от потребителя.
  2. Тестирование и доработка. Здесь всё просто: тестируется и дорабатывается концепция продукта и контента, готовится запуск, устраняются все ошибки и баги.
  3. Продвижение и ведение. Сюда входят: web-аналитика, бюджетное планирование, постоянный мониторинг конкурентов и спроса, совершенствование продукта, увеличение охвата аудитории.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт контактирует со всеми участниками. Он исследует рынок и целевую аудиторию (но не вместо маркетологов!), учувствует в создании и тестировании (но не вместо разработчика и тестировщика!), просчитывает финансовую эффективность и занимается аналитикой (и тоже не вместо финансово-управленческих служб).

Таким образом, продакт — не только генератор идеи. Он доводит готовый продут до потребителя, занимается мониторингом и анализом целевой аудитории. Словом, делает всё, чтобы продут не терял актуальность и продолжал приносить прибыль.

Список обязанностей продакт-менеджера

Список обязанностей продакт-менеджера

У продакт-менеджера обязанности весьма широкие. Во-первых, это работа с пользователями, которая включает:

  • изучение рынка;
  • обнаружение потребностей, поиск перспектив для создания нового или более совершенного продукта;
  • проведение аналитики, определение ключевых преимуществ продукта и выбор стратегии продвижения;
  • анализ обратной связи от пользователей и общение с техподдержкой для улучшения продукта;
  • исследование аудитории, мониторинг частоты использования продукта.

Как бы ни было важно довольство покупателя, коммерческая организация должна зарабатывать. Поэтому главная цель продакта — получение прибыли. Успехи менеджера должны быть исчислимы количественно, поэтому продакт:

  • знает, как формируется прибыль;
  • умеет планировать доходность уже на этапе идеи;
  • разбирается в unit-экономике;
  • разбирается в экономике (P&L, ROI, отличает прибыль от выручки, знает, что такое маржинальность);
  • проводит анализ рентабельности и участвует в формировании цены;
  • прогнозирует доходность и окупаемость;
  • достигает целевых показателей (объемы продаж, доля на рынке, чистая прибыль);
  • отвечает за соблюдение бюджетов.

Как кросс-специалист, продакт разбирается в смежных специальностях. Он:

  • знает, что такое A/B-тестирование;
  • «юзает» UX, LTV;
  • использует SQL, Python, Google Analytics, Yandex Metrika;
  • прототипирует идею и формирует технические характеристики IT-продута.

И, конечно, хороший продакт-менеджер — кто это, если не первоклассный управленец, который обладает качествами и полномочиями руководителя:

  • направляет процесс разработки. На доступном языке ставит задачи дизайнерам и разработчикам, прекрасно понимая, в чём заключаются их возможности и где они не смогут «прыгнуть выше головы»;
  • координирует работу команды;
  • готовит ТЗ и распределяет задачи;
  • перенимает и совершенствует эффективные практики конкурентов;
  • постоянно продлевает жизненный цикл продукта, заглядывая вперед и предугадывая будущие изменения;
  • следит за нагрузкой исполнителей, своевременно проводит декомпозицию задач;
  • владеет Agile-подходом, сокращает временные простои и финансовые издержки, оптимизирует и налаживает работу всей продуктовой команды.

Как стать продакт-менеджером?

Как стать продакт-менеджером

Думаю, сейчас уже ясно, что с нуля стать высокооплачиваемым продакт-менеджером со всеми причитающимися компетенциями сложно.

Продакт — мультифукциональная должность для людей с опытом работы, большими амбициями и лидерскими качествами. В профессию вырастают из смежных специальностей, таких как бизнес-аналитика, SEO, проектный менеджмент, маркетинг, дизайн, программирование. Как правило, эти люди целеустремлены, прогрессивны и озабочены судьбой и качеством продукта.

Многозадачность профессии делает её такой высокооплачиваемой. От этого и такие высокие требования к кандидатам. Ряд навыков можно освоить быстро — пройти непродолжительные курсы (например, научиться считать экономические показатели), подтянуть с помощью литературы (вроде управления командой или распределения задач). Но есть ряд качеств, которые определяются характером и темпераментом. Так, врожденная способность к эмпатии, лидерство, умение убеждать и располагать к себе здорово облегчат жизнь специалиста, ведь коммуникабельность — ключевой навык продакта.

Обратите внимание:
Присутствие необходимого опыта и знаний далеко не гарантируют любому желающему столь заманчивое место в компании. Нужно стать частью коллектива, изучить стратегии и направления деятельности, продемонстрировать желание не только получить работу, но и показать свое намерение сделать продукт намного лучше.

Итак, какой он, идеальный продакт? Резюмирую:

  • он обладает аналитическим складом ума, способен освоить экономику;
  • самостоятелен в принятии решений;
  • обладает лидерскими качествами и авторитетом, умеет мотивировать и поддерживать;
  • коммуникабелен, легко общается с командой, убедителен и приятен в общении, умеет правильно задать вопрос;
  • постоянно занимается саморазвитием, читает деловую литературу, следит за изменениями, общается с клиентами;
  • креативен, имеет представление об имидже компании и продукта;
  • имеет стратегическое мышление, умеет решать оперативные и стратегические задачи;
  • систематичен, внимательно работает с документацией.

Оценивают эффективность работы продакта примерно так: если все довольны — и клиенты, и команда, и руководство — значит, всё хорошо. И, конечно, учитываются экономические показатели KPI — количество продаж, число активных пользователей, показатели рентабельности и некоторые другие, которые зависят от направления деятельности.

Где найти вакансии продакт-менеджера

Каких-то чудо-сайтов, где публикуют эксклюзивные предложения для желающих стать продакт-менеджерами с нуля, нет (или я просто о них не знаю). Самый проверенный способ — отправиться на HeadHunter, вбить в поиске соответствующий запрос и посмотреть список подходящих вакансий.

Там мы узнаем, что в Москве у продакт-менеджера зарплата начинается от 95000 рублей в месяц. Некоторые компании обещают кандидатам более 300000 и даже 400000 рублей. В регионах цифры поменьше, но тоже в большинстве своём переваливают за отметку в 100000 рублей.

Чаще всего продактов ищут на работу в офисы. Но бывают и приятные исключения — некоторые прогрессивные компании готовы предложить кандидату удалёнку. Правда, иногда работодатели и сами путаются в продакт-, проджект-, бренд- и прочих менеджерах, поэтому нередко под вакансией продакта прячется тимлид или директор по развитию.

Заключение

Итак, я думаю, что мы уже знаем главное про продакт-менеджера — кто это, что он должен уметь и почему им так непросто стать. Теперь осталось добавить лишь пару слов о том, что востребованность этой специальности объяснима. Продакт — тот волшебный человек, который является связующим звеном во всей продуктовой команде. Он знает функции каждого исполнителя, знает его возможности и ограничения, он может понятно поставить задачу дизайнеру, сделать прототип для программистов, замотивировать проджектов, привлечь инвестора и убедить руководство в принятии верного решения. Можно ли обойтись без такого специалиста? Можно, но, пожалуй, никто не видит картину так всесторонне, как видит её продакт.

И если вы хотите попробовать себя в роли менеджера продукта, хотите получать неплохие деньги и заниматься интересной, но очень ответственной работой, начинайте с малого. Изучайте основы программирования, развивайте навыки управления, проходите курсы по маркетингу. Пробуйте себя в роли проджекта. Развивайтесь. Если вы будете достаточно целеустремлены, то однажды сможете получить должность продакта и приятную шестизначную зарплату.

Арт Башлыков

Арт Башлыков - автор блога

Хочешь узнать как развивать и монетизировать онлайн проекты? Подписывайся на мой блог в ТГ


Пролистать наверх