Что такое личный бренд

Что такое бренд, что такое личный бренд и зачем нужно его развивать? Разбираем вопросы о личном бренде

Существует не так много профессий, которые не предполагают общение с людьми, и уж точно совсем не существует таких, для успеха в которых не важно, обладает ли специалист экспертным мнением в своей области.

Репутация — наше всё! Сейчас многие говорят, что необходим личный бренд: что это такое, нужно ли оно вам и если да, то как его создать? Давайте разберемся вместе.

Содержание статьи:

Что такое бренд: простыми словами

Бренд — это имя! Точнее узнаваемое имя, которое делает предоставляемую услугу или выпускаемый продукт уникальным. Danone — самые полезные йогурты, Rollerblade — самые быстрые ролики, Gibson — самые звонкие гитары, Tefal всегда думает о нас.

Возможно, это и не так, есть йогурты вкуснее и гитары звонче, но в большом маркетинге звучное имя подчас решает всё (или почти всё). Человек, пришедший в магазин за сковородкой, вряд ли будет долго выбирать между несколькими плохо знакомыми компаниями-производителями. Скорее всего, он вспомнит, что Tefal всегда думает о нём, и это станет одним из основных критериев выбора.

Именно поэтому маркетологи уделяют так много внимания лозунгам, слоганам, уникальным логотипам, корпоративным цветам: по ним потенциальный покупатель может с лёгкостью узнать компанию, а узнаваемый производитель всегда вызывает больше доверия.

Личный бренд — что это такое

Личный бренд — что это такое

Но бренд — это не только про сковородки и йогурты. Иначе откуда бы мы знали, что:

  • Пушкин — солнце русской поэзии и «наше всё»;
  • Iron Maiden — короли металла;
  • Алла Пугачёва — Примадонна российской эстрады;
  • Артемий Лебедев — Дизайнер Всея Руси и многое, многое другое.

Эти люди не производят товаров широкого потребления, но в своей нише каждый из них, как и йогурт (прошу прощения за сравнение Пушкина с йогуртом), имеет своё лицо, своё уникальное имя и, следовательно, личный бренд.

Не обязательно быть поэтом или певцом, чтобы иметь собственный бренд. Достаточно добиться успеха в своей сфере и (главное!) сделать так, чтобы об этом успехе узнали другие. В XXI веке у каждого из нас множество способов близко познакомиться с целевой аудиторией, и, если Пушкину достаточно было просто писать стихи и публиковаться, то сейчас стоит задействовать все возможные информационные каналы — от сарафанного радио до именитых интернет-площадок.

Зачем нужен личный бренд?

Наличие личного бренда — плюс в любой профессии. Представим себе два ларька с пирожками: один из них ничем не отличается от множества других, и работники в нём безымянные, ничем не примечательные для покупателей. В другом же работает известный на весь район повар Иван — каждая собака знает, что его пирожкам нет равных!

Скорее всего, Иван, хорошо поработавший над своей репутацией (даже если его пирожки не самые лучшие, а обычные), будет приносить большую выручку и быстро вытеснит с рынка безбрендовых конкурентов.

Личный бренд сможет сделать лучше жизнь не только повара, но и:

  • Педагога;
  • Маркетолога;
  • Врача;
  • Дизайнера;
  • Журналиста;
  • Сантехника;
  • И ещё очень многих людей, чья работа так или иначе связана с потенциальной конкуренцией с другими исполнителями.

Наличие собственного личного бренда даёт возможность:

  • расширять клиентскую базу и бизнес;
  • повышать стоимость услуг;
  • увеличивать количество продаж и средний чек;
  • выбирать среди клиентских проектов те, которые кажутся наиболее прибыльными или интересными;
  • работать меньше, а зарабатывать при этом больше.

Бывает, что человек помимо работы по найму занимается самостоятельным продвижением собственных услуг или просто бренда — например, ведёт личный блог, где делится профессиональными секретами и даёт советы начинающим специалистам.

Завести блог — удачное решение: потенциальные работодатели и клиенты видят перед собой не просто работающий (пусть и хорошо работающий) «винтик» в механизме, а полноценную личность, существующую отдельно от какой-либо компании.

К такому человеку скорее обратятся за помощью в проектной работе, а предложение постоянной занятости, скорее всего, будет более конкурентоспособным, чем если бы собственного бренда у специалиста не было.

Когда и как нужно разрабатывать свой личный бренд

Когда и как нужно разрабатывать свой личный бренд

Знать, что такое личный бренд, и заниматься им стоит каждому, кто хотел бы расширить сферу своего влияния, перестать быть одним из исполнителей и стать уникальным профессионалом, имя которого передаётся от клиента к клиенту. Для этого нужны:

  • репутация эксперта в своей области деятельности;
  • уважение публики к вам как к порядочному человеку, выполняющему обязательства.

Но этого мало: личному бренду нужны и внешние черты, по которым его станут узнавать. К примеру, повару Ивану, пекущему лучшие в квартале пирожки, стоило бы отрастить шикарные усы, чтобы жители рекомендовали его друг другу как «того усатого повара». Чем больше ярких деталей — тем лучше.

Бренд — что это такое? Это репутация: сначала вы работаете на имя, потом уже — оно на вас. Чтобы начать отличаться от своих коллег и приступить к созданию личного бренда, нужно предпринять несколько шагов.

Шаг 1: Определение.
Чётко определитесь для себя, чем именно и в какой форме вы занимаетесь. «Мастер на все руки» или «Человек-оркестр» здесь работают плохо.

Намного лучше, если вы продвигаетесь в узкой области — например, настраиваете таргетинг или преподаёте английский язык.

Если же вы действительно многопрофильный специалист, то в каждой из сфер развиваться придётся отдельно. Например, человеку, вяжущему крючком игрушки и одновременно работающему программистом, придётся создавать два блога, направленных на совершенно разную целевую аудиторию.

Шаг 2: Рассказывайте о своей работе.
Рассказывайте о своей работе друзьям, знакомым, подписчикам вашей приватной странички в интернете. Если люди не будут знать о том, чем вы занимаетесь, то, каким бы гениальным профи вы ни были, создать свой бренд не удастся.

Порой не очень хочется смешивать работу и частную жизнь, и кажется, что аудитория, интересующаяся лично вами, не увлечётся вашей работой. Однако практика показывает, что человек, умеющий интересно писать даже на узкопрофессиональную тематику, никогда не останется без публики.

Шаг 3: Постоянно совершенствуйтесь.
Читайте книги по вашему профилю, посещайте семинары, активно делитесь полученными знаниями с окружающими. Знать и уметь больше, чем соперники, — один из залогов успеха в условиях свободной конкуренции.

Шаг 4: Максимально социализируйтесь.
Участвуйте в презентациях, тематических мероприятиях, конкурсах и выставках, как можно больше общайтесь с людьми.

Постарайтесь, если возможно, стать автором экспертного материала — например, предложите статью тематическому интернет-журналу (главное, чтобы он был известен в нужном кругу).

Многие издания работают по принципу «либо гонорар, либо реклама», то есть или вам заплатят за публикацию, или укажут ваше имя в качестве эксперта. Не жадничайте и соглашайтесь на второй вариант: сейчас вас интересуют зарабатывание имени и репутации, а не разовая выгода.

Если не удаётся опубликовать полноценный материал, пишите комментарии: выступайте от лица знающего человека, дискутируйте, аргументируйте своё мнение. Со временем вас начнут узнавать.

Шаг 5: Развивайте свои информационные каналы.
Разработайте сайт, посвящённый вашей персоне и работе, выложите на нём личную фотографию, рассказ о себе, своих достижениях и пути к успеху, откройте доступ к портфолио.

Заведите блог, делитесь ссылками на него. Создайте аккаунты на нескольких площадках. Делать это нужно с учётом интересов целевой аудитории: если вы работаете в сфере бизнеса, выбирайте деловые информационные сайты, а если, например, шьёте кукол, лучше подойдут Instagram или ВКонтакте.

Шаг 6: Приобретите собственные «фишки».
Наверняка вы замечали, что почти каждый видеоблогер здоровается с публикой иначе, чем все прочие, или специфически подаёт информацию.

Если вы пишете тексты, делайте так, чтобы даже без подписи по стилю изложения можно было понять, что материал написали именно вы.

Особые выражения, интонации, характерный стиль одежды при публичных выступлениях — всё это положительно влияет на популярность личного бренда.

Шаг 7: Не забывайте поддерживать доброе имя.
С трудом заработанную репутацию можно запросто «слить», перестав интересоваться новыми разработками в своей сфере или начав подводить заказчиков.

Возвращаясь к повару Ивану — если он перестанет стараться и начнёт печь пирожки плохо, со временем от его услуг откажутся даже самые лояльные покупатели и те, кто ходил в его ларёк просто по инерции.

Что такое амбассадор бренда и как им стать

Что такое амбассадор бренда и как им стать

Амбассадор («посол») — лицо, формирующее положительный имидж бренда, но при этом не публикующее открытую рекламу и не являющееся дистрибьютором продукта.

Это довольно новое явление в мире маркетинга: ещё недавно мало кто пользовался услугами амбассадоров, а стать ими могли разве что мировые знаменитости. Сейчас всё меняется, и «послов» можно встретить на любой площадке. Это публичные люди, но при желании таким публичным человеком может стать любой из нас.

Амбассадор — человек, рассказывающий о бренде собственным языком, не реализующий продукцию, но делящийся впечатлениями от использования.

Например, блогер-путешественник, принципиально отдающий предпочтение определённой фирме-производителю туристического снаряжения: он постит фотографии из походов и заодно упоминает, что самые сладкие сны ему снятся в спальном мешке «Аляска». Вознаграждение амбассадорам строится на безденежной системе: «посол» может получать:

  • скидки на продукцию и услуги;
  • персональные бонусы;
  • бесплатные продукты в рамках договорённости;
  • эксклюзивные предложения, недоступные обычным пользователям продукта.

Бренд при этом может быть как всемирно известным, так и личным — к примеру, если вы ведёте курсы русского языка для иностранцев, ваш знакомый за рубежом может упоминать вас в постах и видео как человека, благодаря которому он теперь ведёт двуязычный блог.

Лицо, которому принадлежит бренд, не сможет быть собственным амбассадором: очевидна его личная заинтересованность, а суть «посольства» не в получении прибыли, а в вознаграждении клиента за преданность.

Как стать амбассадором бренда

Перед тем, как стать амбассадором какого-либо бренда, стоит задать себе два вопроса:

  • действительно ли я искренне люблю бренд, который хочу представлять?
  • смогу ли я технически сделать так, чтобы о нём узнало как можно больше людей?

Для успешного представительства необходимо не только желание, но и возможности. «Посол» должен хорошо писать и иметь достаточную для распространения информации аудиторию, иначе его работа попросту останется незамеченной. Если вы всерьёз увлечены каким-то продуктом и хотели бы стать его «лицом», продвигая бренд через соцсети, предварительно нужно:

  • удалить со своей страницы всё лишнее: бессмысленные цитаты, перепосты розыгрышей, автоматические сообщения;
  • поработать над собственным имиджем.

Представители бренда вряд ли заинтересуется человеком-без-лица, пользователем соцсети, который не пишет интересных авторских постов и не умеет заинтересовать публику собой.

Впрочем, эти же советы подходят и для людей, продвигающих личный бренд самостоятельно: нужны максимальная открытость, искренний диалог с читателями, развёрнутые ответы на комментарии, вежливость и приветливость.

Что в итоге?

Продвигать личный бренд можно как с помощью амбассадоров, так и самостоятельно, главное — не бояться рассказывать людям о своей работе: что это такое и чем может быть полезно.

Надеюсь, что эта статья дала вам ответы на вопросы «что такое бренд», «что такое личный бренд» и «кто такой амбасадор бренда».

На этом все. Как обычно, если эта статья была вам полезна — поделитесь ей в соц сетях. А если вам есть что добавить или у вас остались вопросы — пишите в комментарии.


Пролистать наверх